И художник пришел. И создал свою самую знаменитую картину, ставшую символом времени и воплощением наиболее ярких достижений сибирского пейзажа. В монументальном полотне «Горные кедры» гармонично соединились требования эпохи и внутренний романтизм самого художника.
Как родился замысел картины? В мемуарной книге «Незваный гость» Тойво Ряннель вспоминает: «Работая в геодезических экспедициях на плоскогорьях Восточной Сибири, я сильно подружился с кедром — это дерево забирается на высокие горные перевалы, к снежникам и ледникам, где рождаются реки».
Постепенно, в течение нескольких лет, в художнике зрело желание написать пейзаж о горных кедрах, выстоявших в борьбе за существование. Самые выразительные кедры он обнаружил на перевалах Западных Саян — на перевале Амбук и у истоков Оленьей речки и Большой Ои. Долго искал композицию, формат холста, цветовые аккорды, оптимальную меру условности в изображении.
И вот в 1959 году работа была завершена. Незадолго до этого мастерскую художника посетила группа московских писателей, в том числе и Юрий Казаков, на которого «Горные кедры» произвели огромное впечатление. «Я присутствовал при рождении великой картины», — писал он позднее. Высоко оценили работу и такие друзья, как художник Рудольф Руйга («Аж завидки берут») и столбист-педагог Иван Беляк («Ты даже не понимаешь, что ты сделал!»). Но особенно окрылил художника успех картины на состоявшейся вскоре персональной выставке. Зрители толпились возле холста, громко выражали свое восхищение.
Отзывы есть?
Были, конечно, и недоброжелатели, и завистники (в основном среди братьев по цеху). Судьба картины складывалась непросто.
Не сразу попала она и в Москву, на республиканскую выставку.
Но справедливость восторжествовала, и «Кедры» покорили не только столицу, но и еще десять городов России.
Частые переезды не лучшим образом сказались на качестве холста. Картина много путешествовала, свернутая на барабане, несколько раз натягивалась на подрамник, появились многочисленные трещины и осыпи красочного слоя. И вот, к сожалению, выросло уже целое поколение сибиряков, не видевших этой работы.
Как верно заметил сам Тойво Васильевич, «картины мертвы, если они не живут в сознании народа».
ЦЕЛИТЕЛЬ ЖИВОПИСИ
— Главный принцип моей работы — не навредить, — подчеркнул в беседе со мной художник-реставратор Дмитрий Ильин, когда я пришел в его небольшую мастерскую, расположенную в подвале художественного музея.
— Этот принцип наименьшего вмешательства не случайно совпадает с известным кредо врачей — ведь и сама работа реставратора отличается хирургической, скрупулезной тщательностью и кропотливостью. Работа неброская, почти незаметная, лишенная внешних эффектов. А еще она, эта работа, требует тонкого художественного чутья и вкуса.
Мастер молод, но опытен. За его плечами — Чебоксарское художественное училище, почти десять лет работы в художественном музее, учеба в Московском институте повышения квалификации работников искусства и культуры, стажировка в производственных мастерских «Росреставрации» под началом прекрасного мастера-реставратора и искусствоведа Владимира Сарабьянова. Первой реставраторской работой Дмитрия Ильина стала икона ХIХ века «Усекновение главы» — сейчас она находится в экспозиции художественного музея. В дальнейшем он реставрировал как иконы, так и картины разных художников. В начале этого года вернул к жизни «Рождение Енисея» Ряннеля, а сейчас вовсю работает над «Горными кедрами».
— Моя работа, — говорит Дмитрий Геннадьевич, — заключается в том, чтобы подклеить, закрепить отстающие от грунта кусочки авторской живописи. Это называется консервацией. Есть, к сожалению, и совсем пропавшие кусочки. В перспективе в замене нуждаются и ветхий холст, и подрамник, так что мне еще предстоит вернуться к работе над этой картиной. Но пока, ввиду слабой связи грунта и красочного слоя, перетяжка картины без нанесения ей новых повреждений невозможна.
— Кто же виноват в том, что картина оказалась в столь плачевном состоянии? Правду ли говорят: «Что в музей попало, то пропало»?
— Это наша беда, а не наша вина. Оба хранилища нашего музея находятся в жилых зданиях, чего быть не должно. Там нередко случаются затопления, невозможно соблюдать режим влажности, температуры. Мы живем как на мине замедленного действия. В любой момент может случиться авария. Например, весной этого года произошел прорыв канализации, хранилища были залиты нечистотами. Пришлось вытаскивать картины из дерьма! И в таком же положении находится большинство провинциальных музеев. А ведь хранилища должны располагаться в отдельных помещениях, где бы не было перепадов температуры и влажности, где должно быть специальное оборудование, стеллажи, большее количество персонала. Ничего же этого нет, и я удивляюсь, как мы еще ухитряемся в таких условиях многое сохранять.
— И все же есть немало картин, куда более старших по возрасту, чем «Горные кедры», — и они сохранились… В чем причина раннего обветшания именно этого полотна?
— Картина начала разрушаться уже вскоре после написания ее автором, скорее всего, при перетяжках. Видите, сколько на ней заклеек, трещин и царапин! Главная же причина в том, что картина писалась не на эмульсионном, а на фабрично-масляном грунте. Когда такой грунт высыхает, он становится непроницаемым, масло не может в него впитаться и не происходит монолитного сцепления. Правда, были художники (Айвазовский, к примеру), которые писали на таком же грунте, но у них была тонкая живопись, которая легче сохраняется. А у Ряннеля живопись густая, пастозная — и поэтому сохраняется хуже. Особенно это касается переднего плана картины, где преобладают крупные мазки. Можно с уверенностью предполагать, что картина писалась не за раз, она переписывалась, художник ее улучшал, совершенствовал, добивался наиболее выразительного образа. Видна сложная фактура, богатство мазков, некоторая даже импрессионистичность, что для того времени, согласитесь, было творческой смелостью.
— Эта импрессионистичность особенно ярко и вольно расцвела у Ряннеля в последние годы, в чем можно будет наглядно убедиться в октябре, на его юбилейной выставке… Успеете ли вы закончить реставрацию «Горных кедров» к этому сроку?
— Думаю, к концу сентября работа будет завершена. После того как все отстающие участки будут приклеены рыбьим клеем, останется смыть клей, очистить и покрыть картину лаком, после чего провести тонировку краской. Тонировка — это тонкое, бережное и точное возмещение утрат красочного слоя. Повторяю, главное — не навредить, не нарушить авторский замысел…
Вернувшись домой после этой встречи, я еще раз перелистал мемуары Тойво Ряннеля — и нашел там написанные более сорока лет назад стихи Казимира Лисовского, посвященные легендарной картине:
Насквозь исхлестанные ветром,
Косыми прутьями дождя,
Стоят величественно кедры,
Корнями в скалы уходя.
Стоят на горном перевале,
Стоят, всем вьюгам вопреки,
Стоят — и их ничто не свалит,
На то они — сибиряки!..